Порядок взыскания транспортного налога с физических лиц – Какой срок исковой давности по транспортному налогу?

Содержание

срок давности и порядок взыскания

Транспортный налог

Большое количество людей жалуются, что уплачивают все налоги в срок, но получают письма счастья и звонки с налоговой инспекции с требованием оплатить недоимку.

Кроме задолженности эта инстанция начисляет дополнительно штрафы за просрочку платежей.

Самое интересное, что налоговая служба просит заплатить недоимку не только за прошлый год, но также за десять и пятнадцать прошедших лет.

Не все знаю, что подобные действия инспекции не совсем законны. Рассмотрим подробно, существует ли срок давности транспортного налога.

Навигация по статье

Кто обязан оплачивать транспортный налог

Каждый человек должен понимать, что при покупке транспортного средства и постановке его на учёт, он обязан платить за него налог государству. Когда производится снятие автомобиля с регистрационного учёта, это обязательство утрачивается владельцем. Физические и юридические лица должны исполнять свои обязанности по уплате на основании ст. 45 Налогового Кодекса (НК).

Оплата физическим лицом налога за транспорт производится на основании уведомления, которые присылает инспекция. Юридические лица самостоятельно оплачивают этот налог в течение одного месяца после завершения отчетного периода.

Понятие срока давности и недоимки

Требование об уплате налога на машину

В отличии от организаций, физические лица не считают транспортный налог самостоятельно.

Оплата производится на основании специального уведомления.

Этот документ налоговая инспекция обязана направить плательщику не позднее тридцати дней до момента оплаты.

В 2016 году ежегодный транспортный налог требуется оплатить до 1 декабря. Это будет платёж за 2015 год.

Законодательство вводит ограничения на время направления уведомлений по транспортному налогу.

Согласно п. 3 ст. 363 НК по транспортному налогу, срок давности, взыскания составляют три налоговых периода, которые предшествуют текущему календарному году. К примеру, в 2016 году налоговая служба вправе требовать уплаты за: 2015, 2014 и 2013 г.

Оплачивать налог за более ранний срок налогоплательщик не обязан по закону. Таким образом, установлен срок давности на транспортный налог для оплаты в три года.

Определить недоимку достаточно легко. Она появляется после истечения дня перечисления денег за транспортный налог.

Именно с этого момента образовывается задолженность перед государством. Каждый день налоговая инспекция будет начислять штраф в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ.

Дальше налоговая инспекция подаёт иск на взыскание задолженности и санкций. Приставы исполнители принуждают неплательщиков к оплате.

Кто виноват в просрочке

Так как юридическое лицо наделено правом самостоятельного расчёта транспортного налога, только оно может быть виновато в просрочке.

Существует только одна причина, по которой требование об уплате посчитают не правомерным действием: выбытие автомобиля, либо признание его негодным в использовании. Об этом свидетельствует факт снятия машины с регистрационного учёта.

Что касается обычных людей, то их обязательство в уплате возникает с дня получения соответствующего уведомления.

Оно направляется не позже, чем за тридцать дней до срока оплаты. В случае неполучения извещения, человек не обязан производить оплату.

Тем не менее, когда налогоплательщик переезжает на другое место жительства, он должен сообщить об этом в налоговый орган заранее. В противном случае, судебная инстанция признает виновным лицо не внёсшее платёж вовремя.

Взыскание налога с юридических лиц

Существует определённый порядок взыскания недоимки с юридических лиц:

  • Налоговый орган должен с дня возникновения задолженности направить, не позже девяносто дневного срока, требование об оплате налога. Когда недоимка выявляется в процессе проверок, извещение производится в течение двадцати дней.
  • Требование считается вручённым, когда передано под роспись уполномоченного лица предприятия или получения уведомления о вручении документа почтой.
  • После того, как плательщик получил уведомление, у него есть 8 дней на оплату.
  • Когда деньги не поступают, налоговая инспекция вправе самостоятельно списать сумму задолженности со счёта компании сроком в течение одного года.

Если взыскание не покрыло размер недоимки, через год, не позднее двух лет инспекция должна обратиться в судебную инстанцию.

Взыскание налога с физических лиц

Взыскание налога с физического лица

Общий порядок взыскания задолженности с физических лиц такой же, как и с организаций.

То есть налоговая инспекция имеет полное право подать на налогоплательщика в суд, если во время не была произведена оплата налога.

Единственное отличие состоит в том, что инспекция вправе написать исковое заявление в судебную инстанцию через полгода, с целью взыскать недоимку и штраф.

Это закреплено ст. 48 НК. Полгода отсчитываются с последнего дня, в который должна производиться оплата налога за транспортное средство.

Как списать долги

Когда человек получает уведомление по транспортному налогу, срок давности которого уже прошёл, ему требуется обратиться в судебную инстанцию. Для этого требуется прийти в суд по месту жительства и написать заявление. В нём следует обозначить суть проблемы.

Также здесь важно обозначить просьбу об исправлении данных в карточке о долгах касательно бюджетных расчётов. В случае принятия искового заявления: инспекция обнулит недоимку, и не будет присылать требования об оплате штрафов.

Иногда уведомление не приходит, а карточка указывает на наличие долга. Тогда для начала требуется сходить в налоговую инспекцию.

Это может быть связано с простыми типичными ошибками. К примеру, налог оплачивался, а в карточке это не отражено.

Тогда в налоговую инспекцию просто нужно будет принести квитанцию, подтверждающую оплату. Иногда присутствует неправильный расчёт налога, по причине не правильного отражения транспортного средства.

Например, неверно указана мощность автомобиля. Тогда в транспортной инспекции нужно будет написать заявление на перерасчёт.

Здесь важно при себе иметь всю документацию на машину. Срок давности по уплате транспортного налога является важным критерием.

Каждый человек или организация должны контролировать уплату своих налогов. Не стоит доводить дело до суда, лучше прийти и разобраться в налоговой инспекции самостоятельно. В дальнейшем это поможет избежать проблем.

О давности взыскания налогов — на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Еще по этой теме:

vyborprava.com

порядок взыскания налога, Оплата транспортного налога физическим лицом

Ответ:

Объектом налогообложения транспортным налогом в соответствии с п.1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вне зависимости — на временном или постоянном учете состоял автомобиль — он являлся объектом налогообложения транспортным налогом.

В случае, если автомобиль не был нигде зарегистрирован, у вас отсутствовали регистрационные номера, то собственник автомобиля может взять справку из ГИБДД, что автомобиль был снят с учета после временной регистрации, и обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отсутствии объекта налогообложения транспортным налогом.

А также обращаем внимание, уплата транспортного налога осуществляется налогоплательщиками — физическими лицами на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ). При этом налоговое уведомление должно было быть направлено налоговым органом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@, и не позднее 30 дней до наступления срока платежа по налогу (ст. 52 НК РФ). В налоговом уведомлении должны были быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление передается лично налогоплательщику — физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом. При этом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Необходимо отметить, что налоговые органы имеют право направить налоговое уведомление на уплату транспортного налога

не более чем за 3 года, предшествующих календарному году его направления, т.е. в 2010 г. налоговые органы могут прислать лишь уведомления на уплату земельного налога за 2009, 2008 и 2007 гг. В свою очередь, налогоплательщики уплачивают транспортный налог не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Уплата транспортного налога осуществляется налогоплательщиком в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате транспортного налога, как указано в абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщику направляется требование об уплате налога, под которым понимается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Если налогоплательщик не уплатил сумму транспортного налога или уплатил не полностью в установленный срок, то производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ. Кроме того, в случае несвоевременной уплаты земельного налога начисляются пени.

krasnodar-audit.ru

Срок давности транспортного налога для физических лиц в 2019 году

Часто выходит, что налогоплательщики получают уведомления от налоговой о задолженности по уплате налогов за периоды, давно прошедшие. Законны ли подобные требования и есть ли срок давности по уплате транспортного налога?

Существуют ли какие-либо ограничения, по которым налоговая теряет возможность потребовать долг через судебные инстанции?

Понятие срока давности транспортного налога

Срок давности транспортного налогообложения, как утверждает Минфин, на уровне законодательства еще не урегулирован, но в предписаниях Налогового кодекса ясно прописано, что налоговое правонарушение имеет срок давности 3 года.

п. 1 ст. 113 НК РФ. гласит: «Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года»

Если плательщик не выплачивает налог, то фискальные органы вправе затребовать принудительное взыскание. Тогда налоговая задолженность удерживается в соответствии с тем же Налоговым кодексом. То есть фактическое наличие задолженности служит основанием для ее принудительного взыскания.

Никогда не погашайте давние налоговые задолженности, если сомневаетесь в их существовании. Необходимо дождаться прояснения и подтверждения ситуации, после чего можно действовать.

Но одновременно с этим обратиться в судебные инстанции по вопросу выплат органы ФНС могут не раньше, чем через полгода после срока истечения уплаты налога. Причем в этом случае налогоплательщик должен получить налоговое требование о выплате в течение 3 месяцев со дня обнаружения задолженности.

Срок давности транспортного налога для физических лиц

Общие правила гласят, что налог выплачивается до 1 декабря по месту, где фактически находится транспортное средство

. Основанием для платежа выступает уведомление, присылаемое ФНС почтой за 30 дней до наступления срока платежа. Расчеты в налоговой производятся по данным ГИБДД, а сумма определяется по итогам периода налогообложения, что прописано в Налоговом кодексе РФ.

По закону, если налоговая требует, чтобы выплаты были сделаны за период, превышающий 3-летний срок давности, то налогоплательщик имеет все права для отказа от платежа в порядке судебного разбирательства.

Как происходит налогообложение

Транспортный налог законом рассматривается, как финансовая мера регионального характера, поэтому данная выплата пополняет областной и местный бюджет, но никак не общероссийский. Начислением транспортного налога занимаются фискальные органы, юридические лица самостоятельно проводят расчеты по оплате налоговых взносов.

Внимание! Объекты налогообложения и начисление налогового сбора осуществляется строго в соответствии со статьями налогового кодекса РФ.

Ответственность налогоплательщик несет, если по истечении крайних сроков он не сделал оплату налоговой пошлины. Если уплаты не было, то в рамках гражданского законодательства производится принудительное взыскание налоговой недоимки.

Варианты ситуаций

Довольно часто в судебной практике в отношении такого вопроса, как срок давности транспортного налога, возникают спорные моменты.

Важно! Налогоплательщик не обязан исполнять требования налоговых органов, которые не являются законными.

Если законные основания все же имеются, то могут возникнуть такие ситуации, как начисление штрафа или пенни, имущественный арест, запрет на выезд заграницу, изъятие наличности или налоговая проверка.

Рассмотрим самые распространенные случаи в отношении выплат транспортного налога.

  • Пример 1. Допустим, что налогоплательщик получил уведомление об обязательной налоговой выплате за транспортное средство за 2014 год. Дополнительно в уведомлении указано о наличии недоимки за 2007 год. В подобной ситуации необходимо оплатить налог за год, согласно извещению. А вот относительно недоимки стоит разобраться, откуда она взялась и почему появилась. Если задолженность подкреплена судебным основанием, находящимся на исполнении у пристава, то ее придется погасить. В противном случае можно обжаловать решение суда, но только при условии, что налогоплательщик и не подозревал о наличии подобного долга.
  • Пример 2. Представим, что плательщик получил судебный приказ, сообщающий об обязательном взыскании налоговой недоимки. Обжаловать данное решение можно в течение 10 суток со дня его получения. Если судебный приказ будет отменен, то суд должен разъяснить право заявителю об обращении в судебные инстанции по правилам искового производства.
  • Пример 3. Допустим, налогоплательщик получил иск об удержании недоимки, пени и пошлины, но вышеуказанный иск подан при наличии пропущенных сроков давности неуплаты налоговых сборов. В этом случае должник вправе письменно возразить против заявленного иска. Отдельно необходимо указать, что иск подан с пропущенным сроком давности, а это – неоспоримое основание для отказа в выплате.
  • Пример 4. Плательщик получил иск с обязательным требованием погасить недоимку 5-летней давности. В этом случае налогоплательщик имеет право направить письменную жалобу относительно неправомерных требований в судебные органы.

Часто случается, что возникают ошибки, плательщик налог оплатил, а в документах указано обратное. Тогда нужно предъявить в ФНС квитанцию, подтверждающую произведение выплаты. Если ошибка была допущена в плане неверных данных о ТС, то нужно подать в налоговую заявление с требованием перерасчета.

auto-lawyer.org

Последствия неуплаты транспортного налога в 2019 году

Налог на транспорт является существенной частью регионального бюджета страны. Налог на транспортное средство должен быть уплачен в налоговую инспекцию, которая расположена на территории фактического проживания налогоплательщика.

Уведомление о налоге на транспортное средство должно быть направлено на адрес налогоплательщика за тридцать дней до окончания периода оплаты (согласно статье 52 Налогового Кодекса РФ).

Есть ли изменения в законодательстве в 2019 году

Уплата налога на транспортное средство считается обязательным действием для собственников транспортных средств. Исключение могут составить граждане, имеющие соответствующие льготы по этому налогу.

Если уплата пошлины не производится в отведённые законодательством сроки, то к должнику могут быть применены штрафы, пени, а также административная и уголовная ответственность.

При намеренной неуплате или занижении суммы налога, на налогоплательщика налагается штраф, составляющий 20 процентов от общей недоимки.

При обнаружении налоговыми органами определённого умысла в неоплате пошлины на транспортное средство, штраф возрастёт до 40 процентов.

Однако, налогоплательщик всегда сможет опротестовать наложенный штраф, составив соответствующее заявление в суд и представив необходимые и неоспоримые доказательства.

На 2019 год предельный период оплаты сбора на транспортное средство не может заходить за дату 1 октября. Если срок превышен, то на налогоплательщика налагаются определённые пени.

Размер налога на транспортное средство оговорен в соответствующем уведомлении. Этот документ приходит на фактический адрес проживания налогоплательщика. Все расчёты по этому налогу ведутся органами Федеральной Налоговой Службы.

Уведомление об уплате налога на транспортное средство должно содержать в себе информацию о налоге за период, не превышающий трёх лет.

Если этот срок все же превышен, то требование об уплате такого налога считается неправомерным (согласно со статьёй 363 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Если же все-таки налоговая инспекция желает привлечь налогоплательщика к ответственности, в связи с неуплатой налога, то гражданин вправе признать это требование незаконным.

Согласно ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации налог на транспортное средство является обязательным сбором на территории России.

Ответственными за уплату налога на транспортное средство являются непосредственно сами собственники объекта налогообложения (статья 357 Налогового Кодекса РФ).

Какую ответственность несут физические лица

Транспортный налог считается обязательным, поэтому каждое физическое лицо обязано раз в год оплатить этот сбор в налоговый орган. Несмотря на это, с каждым налоговым периодом количество должников по оплате транспортного сбора растёт.

При неоплате транспортной пошлины возникает как административное, так и уголовное преследование должника (согласно ст. 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

При уклонении налогоплательщика от оплаты сбора на транспорт налоговая вправе начать процесс, который приведёт к принудительному удержанию сбора (согласно ст. 45 Налогового Кодекса РФ).

Порядок взыскания задолженности по транспортному налогу описан в статье 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.

При неоплате сбора на транспортное средство налоговый орган может:

  • провести налоговую проверку;
  • начислить пени за весь период неуплаты;
  • наложить арест на карточный и банковский счёт, а также произвести арест имущества гражданина;
  • забрать арестованное имущество;
  • изъять финансы, находящиеся в наличном виде;
  • удержать неоплаченный налог из зарплаты налогоплательщика;
  • запретить выезд за территорию России.

Удержать налог с имущества налогоплательщика в принудительном порядке возможно лишь по соответствующему распоряжению руководителя налоговой инспекции или на основании решения суду (согласно ст. 47 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Как и любая пошлина, транспортный налог имеет крайние сроки для уплаты. Если наступает просрочка, то на налогоплательщика начисляются пени (согласно ст. 75 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Начисление пени производится в ежедневном порядке и прекращается при уплате долга по налогу на транспортное средство.

Если оплата по транспортному налогу не происходит, несмотря на принятые налоговой инспекцией вышеперечисленные меры, производится подача иска в суд от лица ФНС.

Однако допускается подача иска не позднее шести месяцев по истечении периода для исполнения по уплате. При подаче иска в суд, налоговые органы направляют гражданину копию заявления.

Делается это не позднее следующего дня после обращения в суд и написания соответствующего заявления (регламентировано ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Сегодня налогоплательщик может обратиться в соответствующие органы для предоставления ему рассрочки для оплаты налога на транспорт (регламентировано ст. 64 Налогового Кодекса Российской Федерации). Рассрочка может быть предоставлена на срок, не превышающий одного года.

Последствия для юридических лиц

Расчет налога на автомобиль юридическое лицо проводит в самостоятельном порядке. Получается, что налоговая инспекция при расчёте суммы сбора на транспорт для юридического лица участия не принимает.

Основой для расчёта будет информация, предоставленная органами, зарегистрировавшими транспортное средство. По итогу налогового периода производится сам расчёт транспортной пошлины.

Налог может быть начислен только за фактическое использование транспорта гражданином. Сколько месяцев транспорт находился на регистрационном учёте в ГИБДД, за столько и придётся заплатить.

В отличие от физических, юридические лица уплачивают пошлину на транспортные средства посредством внесения авансовых сумм.

Федеральная Налоговый Орган, как и в случае с физическими лицами, при неуплате сбора на транспорт, вправе подать в суд исковое заявление на юридическое лицо.

Конечной датой для оплаты сбора на транспорт для юридических лиц считается 5 февраля того года, который следует за отчётным периодом. Иск подаётся не позднее 6 месяцев после истечения срока для оплаты пошлины.

При обращении в суд Федеральные Налоговые органы обязаны уведомить об этом налогоплательщика в течение шести дней (описано в статье 46 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Взыскать с депозита денежные средства в счёт уплаты налога возможно лишь после истечения всех положенных для уплаты периодов.

Принудительное взыскание задолженности производится при наличии соответствующего распоряжения от руководителя ФНС (ст. 47 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Обращению в суд от лица налоговой службы предшествуют следующие факторы:

  • неуплата юридическим лицом налога на транспорт;
  • налоговая служба выносит решение о том, что должник должен быть привлечён к ответственности;
  • судом вынесено постановление о погашении налогоплательщиком образовавшейся недоимки по налогу на транспортное средство.

Если юридическое лицо уклоняется от уплаты авансовых платежей, налоговая инспекция вправе:

  • начислить пени или наложить штраф;
  • удержать долг из официального дохода юридического лица;
  • наложить арест на имущество должника;
  • привлечь к административной или уголовной ответственности (при обнаружении неточностей в подаваемых декларациях).

Подать исковое заявление налоговая служба может не позднее трёх лет, именно этот период считается исковой давностью.

Если же будет принято решение о взыскании налога позднее указанного срока, все разбирательства производятся в зале судебного заседания.

Можно ли не платить транспортный налог за умершего при вступлении в наследство
Нередко случается, что при смерти родственника гражданин получает по наследству транспортное средство, а вместе с автомобилем и налог по нему.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, лицо, принявшее любое наследство обязано принять и все долги умершего.

Однако долг и обязанность принимается только по объекту наследия. При наступлении смерти собственника транспортного средства, расчёт налога приостанавливается. Наследник обязан заплатить за предыдущие три периода начисления транспортного сбора.

Что будет за неуплату транспортного налога в течение 3-х лет

Если налогоплательщик не уплачивает налог на транспортное средство в течение трёх лет, то по истечении этого периода, на него может быть оформлен иск в судебные органы.

Иск оформляется от лица налоговых органов. Пени начисляются только с момента получения налогоплательщиком соответствующего требования.

Требование должно быть направлено не позднее трёх месяцев после выявления неуплаты долга или его части. Требовать оплату сбора по транспортному средству можно в течение трёх лет. Именно этот период- срок давности.

При отсутствии уважительных причин, предшествующих невозможности взыскания долга с налогоплательщика в этот срок, требование об уплате считается недействительным и незаконным.

Срок по взысканию штрафа, наложенного на гражданина при неуплате налога на транспортное средство, оговорён в статье 115 Налогового Кодекса РФ.

Размеры штрафов и пени

Если налогоплательщик несвоевременно оплачивает или вовсе не гасит транспортный налог, на долг начисляются пени (согласно ст. 75 Налогового Кодекса РФ).

Если было принято решение наложить на налогоплательщика штраф, то его размер будет составлять 20 процентов от общей суммы рассчитанного и неуплаченного сбора по транспортному средству. Стоит понимать, что пени начисляются за каждый день неоплаты транспортной пошлины.

Пени можно вычислить самостоятельно по формуле:

сумма долга х период неуплаты (в днях) х ставка рефинансирования х налоговая ставка х пени

В случае, когда в налоговый орган подаётся декларация с умышленно допущенными ошибками, либо при заведомой неуплате транспортного налога, на налогоплательщика налагается штраф в размере 40 процентов от общей суммы долга.

Если же налоговый орган желает привлечь должника к соответствующей ответственности или наложить арест на его имущество, то от лица первых должен быть вынесен протокол, который направляется в Федеральную Службу Судебных Приставов.

На основании этого протокола, от лица судебных приставов должно состояться открытие исполнительного производства.

При неоплате сбора по транспортному средству, в связи с начислением пени и наложением штрафа, долг может возрасти в разы. Следовательно, следует соблюдать все периоды оплаты, чтобы избежать лишних финансовых потерь.

Как уже говорилось выше, при ухудшенном материальном положении, либо других сопутствующих факторах, ведущих к невозможности уплаты долга, гражданину предоставляется возможность оформить рассрочку на уплату транспортного налога.

Видео: Что будет, если вовремя не оплатить транспортный налог

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

avtopravozashita.ru

Задолженность по транспортному налогу и срок давности

Владельцы автомобилей обязаны уплачивать транспортный налог. Если же по каким-либо причинам собственник автомобиля не платит транспортный налог физических лиц, то образуется задолженность и налоговая инспекция будет применять меры к принудительному взысканию долга. Как избежать задолженности по транспортному налогу и что делать, если долг уже имеется, пойдёт речь в данной статье.

Транспортный налог — это региональный налог, по которому общие правила установлены Налоговым кодексом РФ, а особенности уплаты налога (ставки, льготы, порядок уплаты) определяются законами субъектов РФ (республики, края, области).

Транспортный налог относится к виду имущественных налогов, наряду с земельным налогом и налогом на недвижимость. Поэтому налогоплательщику придёт по почте требование об уплате имущественных налогов. При этом налоговым периодом, за который исчисляется налог, является календарный год. Так, в 2016 г. налогоплательщики получат налоговое извещение об уплате транспортного налога за 2015 г. И в этом году нужно будет уплатить транспортный налог до 01.12.2016.

Важно! В прошлом году срок уплаты имущественных налогов был до 01.10.2015 .

До середины года большинство налогоплательщиков получат данные налоговые извещения и будет продолжительное время для уплаты транспортного налога (до 01.12.2016).

Льготы по автотранспортному налогу устанавливаются региональным законом. Например, некоторые регионы установили льготы для инвалидов, участников ВОВ и боевых действий, ветеранов труда и др.

Важно! Конкретный список льготников нужно узнавать в налоговой инспекции по месту жительства т. к. в разных регионах список льготников может отличаться.

При этом для получения льготы по транспортному налогу гражданин должен обратиться с заявлением в налоговую инспекцию с паспортом и льготным документом (справка об инвалидности, удостоверение ветерана).

Если налогоплательщик, имеющий право на льготу, не обратится в налоговую инспекцию, то ему будет начисляться задолженность по транспортному налогу.

Важно! Льгота распространяется, как правило, на один автомобиль. И если гражданин владеет несколькими автомобилями, то за второй автомобиль он обязан платить налог.

Кроме этого, важно знать, что дорожный налог обязан платить именно собственник авто, а не гражданин, фактически управляющий транспортным средством. Поэтому, если автомобиль продан по генеральной доверенности, без снятия с учёта в ГАИ, то транспортный налог будет приходить по прежнему гражданину, на ком зарегистрирован автомобиль в ГИБДД.

В некоторых регионах на автомобили старого производства не начисляется транспортный налог, как правило, это касается автомобилей старше 25 лет, отчитывая от года выпуска.

Важно!Действует ли в вашем регионе данное правило (о старых автомобилях) нужно уточнять в налоговой инспекции вашего района.

Также налогоплательщик должен знать, что если он владеет автомобилем и ему не приходит транспортный налог, то стоит обратиться в налоговую инспекцию и уточнить, почему не приходит налоговое извещение т. к. возможно, письмо до гражданина не дошло, а задолженность по налогу начисляется.

Федеральная налоговая служба имеет сайт в интернете, где можно узнать справочную информацию о налогах и работе налоговых инспекций.

Налогоплательщик может перейти на данный сайт по следующей ссылке — https://www.nalog.ru

Кроме этого, можно обратиться в любую налоговую инспекцию, при себе имея паспорт, и получить код доступа к личному кабинету налогоплательщика. И через интернет можно отслеживать в своём личном кабинете информацию о начисленных налогах, объектах налогообложения, информацию о льготах по налогам, а также можно онлайн оплатить начисленный налог.

Срок давности по налогу на автомобиль

Итак, каждый владелец автомобиля получит в этом году извещение об уплате транспортного налога и в этом году нужно будет провести оплату до 01.12.2016.

Если налогоплательщик не оплатит налог до указанной даты, то налоговая инспекция начнёт начислять штрафные санкции (пеню) за задолженность, которая установлена в законе в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за каждый день просрочки (ставка рефинансирования в настоящее время равна 11% годовых).

Кроме этого, налогоплательщик получит повторное извещение об обязательности уплаты транспортного налога. При этом налоговая инспекция может требовать уплаты транспортного налога не более чем за 3 календарных года, предшествующих году оплаты текущего налога. Например, в 2016 г. налоговая инспекция может прислать требование об уплате налога за 2015, 2014 и 2013 гг. и налогоплательщик обязан уплатить транспортный налог за данный период. При этом требовать уплаты налога за более ранний период (2012,2011 гг. и.т.д.) налоговая инспекция не имеет права – это связано со сроком исковой давности.

Судебная процедура взыскания налоговой задолженности

Если и после повторного извещения гражданин не оплатит транспортный налог, то налоговая инспекция начинает процедуру судебного взыскания долга. При этом помимо суммы налога, пени, на гражданина должника может быть наложена обязанность по погашению судебных издержек (госпошлина).

Если после судебного решения о взыскании налога, должник не исполнит решение суда, то принудительно исполнять решение суда будут судебные приставы исполнители. Они могут наложить удержание до 50% зарплаты должника, наложить арест на счета в банке должника и списать полностью или частично со счёта сумму долга. А также на должника могут быть наложены определённые ограничения, например, запрет на выезд за границу.

Итак, если гражданин владеет автомобилем, то он должен в установленный срок платить транспортный налог. Если у владельца машины имеется льгота, то нужно представить в налоговую инспекцию копии льготных документов. Если автовладелец продаёт автомобиль, то лучше оформлять сделку договором купли-продажи со снятием автомобиля с учёта в ГИБДД. Поскольку, если будет оформлена генеральная доверенность с правом продажи автомобиля, то налог будет приходить гражданину, на кого автомобиль зарегистрирован в ГАИ.

Данная статья рассказывает об особенностях начисления, уплаты транспортного налога и даёт практические рекомендации, как избежать задолженности по транспортному налогу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

dolgi-net.ru

Транспортный налог – исковая давность по взысканию налога — Статьи

Не так давно один мой знакомый получил «приятную новость» в виде требования по уплате пени по налогу на транспорт за уже давно прошедший 2008 год! Каково же было удивление моего знакомого, поскольку и машина уже давно продана, и информацией по уплате подобной пени у него не было. Ситуация, надо признать, типичная. Основная проблема заключается в том, что нужен четкий алгоритм действий в подобной ситуации – и чтобы с налоговой инспекцией не было проблем, и чтобы собственные деньги не ушли в бюджет. Опираясь на вышеизложенное, речь как раз и пойдет о том, какие права и обязательства Вы имеете по данному вопросу.

Чья вина в том, что налог не уплачен вовремя?

Вы обязаны будете уплачивать транспортный налог, как только транспортное средство поставлено на учет в ГИБДД или Ростехнадзор. Как только транспортное средство снимается с учета, соответственно, и обязанность по уплате налога сходит на нет. Данный порядок регламентирован статьей 357 НК РФ. Уплата транспортного налога юридическими и физическими лицами – прямая обязанность налогоплательщиков, имеющих транспортные средства (статья 45 НК РФ). Разница по уплате заключается лишь в сроках: для физических лиц – один раз в год, для юридических – четыре раза в год, если иное не предусмотрено местными законодательными актами (статья 363 НК РФ).

Сотрудники ФНС рассылают уведомление по уплате налога на транспорт физическим лицам, на основании которого должен осуществляться платеж транспортного налога в сроки не позже 1 октября налогового периода, следующего за отчетным. Что касается юридических лиц, то расчет и уплата налога осуществляется организациями самостоятельно в пределах месячного срока по истечении квартала. Сумма последнего платежа должна быть внесена в бюджет в определенные субъектами РФ сроки, начиная с 1 февраля того года, который следует за отчетным налоговым периодом. Декларация по налогу на транспорт за 2014 год подается 2 февраля 2015 года.

Резюмируя вышеизложенное, поясняем, что уплата налога за 2014 налоговый период физическими лицами осуществляется в срок не позднее 1 октября 2015 года. Что касается юридических лиц, то что все расчеты производятся не позднее марта месяца 2015 года. Задолженность (недоимка) возникает сразу же с первого дня просрочки по платежу транспортного налога. Кроме того, на сумму задолженности начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Почему налог не заплачен вовремя – ищем виновных!

Что касается организаций, то здесь ответ очевиден – виновата сама организация в лице руководителя, поскольку именно самим юридическим лицом должны осуществляться начисление и уплата налога. Исключение составляет лишь факт выбытия ТС или факт того, что дальнейшая его эксплуатация невозможна в силу ряда причин, или факт снятия транспортного средства с учета.

Что касается физических лиц, то граждане сами обязаны уплатить сумму налога, как только извещение по уплате будет ими получено. Налоговая инспекция рассылает уведомления не позднее, чем в тридцатидневный срок до предельного дня оплаты. Данная процедура предусмотрена п.2. ст. 52 НК РФ. В случае, если уведомление не было получено вовремя, то, как результат, и оплата не производится.

В случае, если Вы проживаете в месте, отличном от места Вашей прописки и налоговые органы не были поставлены Вами в известность, то в этом случае вся ответственность по задолженности по уплате транспортного налога ляжет на Вас. Следующим моментом нашей дискуссии будет вопрос рассмотрения момента, с которого возникает срок давности по уплате налога на транспорт.

Алгоритм по возврату недоимки с юридических лиц

Если по истечении некоторого периода времени госоргану, который выявил ряд нарушений, становится невозможно обратиться в судебные инстанции в силу того, что прошли все сроки для такого обращения, то речь в данном случае идет об истекшем сроке давности. Что касается нарушений в налоговой сфере, то данный срок начинают исчислять с того дня, когда образовывается задолженность, и до того дня, когда в ходе судебного разбирательства выносится решение по привлечению налогоплательщика к ответственности.

Статья 113 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок, согласно которому истекает срок давности по уплате налога на транспорт – 36 месяцев. Как только будет выявлена задолженность по уплате налога по части организаций, сотрудниками налоговой службы предпринимаются следующие шаги:

  1. Как только обнаруживается задолженность по уплате налога, налогоплательщику в срок до 90 дней направляется требование о погашении суммы долга и начисленных пени; в случае выявления задолженности в результате налоговой проверки, вышеуказанный срок имеет предельный интервал 20 дней.
  2. Как только ответственное лицо расписалось в получении требования, последнее считается полученным, или не позднее шестидневного срока со дня отправки извещения по почте, по истечении которого документ считается доставленным.
  3. Как только юридическое лицо получило требование по уплате налога, долг должен быть погашен в течение восьмидневного срока.
  4. В случае, если задолженность не погашена в срок, у налоговой службы есть полномочия взыскать сумму долга со счета в банке в принудительном порядке (такой порядок установлен статьей 46 НК РФ), или недоимка может быть взыскана в счет другого имущества организации (статья 47 НК РФ).
  5. Если сотрудникам ФНС не удалось взыскать задолженность, то по истечении года, но не позже двухлетнего периода с момента доставки требования, появляется возможность обращения с иском в судебные инстанции.

Алгоритм по возврату недоимки с физических лиц

Порядок взыскания задолженности с физических лиц по транспортному налогу регламентируется ст. 363 НК РФ, согласно которой взыскать задолженность можно в течение 36 месяцев с момента наступления события. Взыскать задолженность за 2012 год еще представляется возможным в 2015 году, но не позже.

По истечении 36 месяцев взыскать задолженность с физического лица по транспортному налогу с того момента, когда налогоплательщик получил требование о погашении долга, не представляется возможным, поскольку срок исковой давности истек. Процедура обращения в суд фискальными органами аналогична процедуре, которая предусмотрена для юридических лиц, исключением является только время обращения в судебные инстанции.

ФНС имеет право обратиться в суд с исковым требованием по взысканию задолженности по истечении шестимесячного периода с момента, когда истек крайний срок для погашения долга физическим лицом. Регламентируется ст. 48 НК РФ.

www.capitaloff.ru

Некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении споров по транспортному налогу

Законодательная база Сложившаяся судебно-арбитражная практика свидетельствует о различном толковании вопросов уплаты предпринимателями транспортного налога.

Статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) устанавливает, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Статья 362 НК РФ, определяя порядок исчисления налога, устанавливает следующий субъектный состав плательщиков налога: организации и физические лица. Пункт 6 статьи 3 НК РФ в качестве одного из начал законодательства о налогах и сборах устанавливает принцип определенности всех элементов налогообложения. Статья 11 НК РФ определяет понятие «индивидуальные предприниматели» следующим образом: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Из буквального толкования названного определения следует, что, во-первых, индивидуальные предприниматели являются отдельной категорией субъектов налоговых правоотношений, во-вторых, категория «индивидуальные предприниматели» является составной частью категории «физические лица». Особое внимание необходимо обратить на то, что в статье 362 НК РФ индивидуальные предприниматели не выделены в отдельную категорию плательщиков транспортного налога. Субъектом правоотношений названы «физические лица». В качестве объекта обложения транспортным налогом в соответствии со статьей 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Согласно пункту 20 названных Правил транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств — юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Совокупность вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что плательщиками транспортного налога и собственниками транспортных средств являются две категории участников налоговых правоотношений: физические лица и организации. Как установлено пунктом 2 статьи 45 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Нормы, подлежащие применению при взыскании налога

При рассмотрении споров, связанных с взысканием транспортного налога с индивидуальных предпринимателей, арбитражные суды столкнулись с вопросом: подлежат ли применению в данном случае нормы статьи 46 НК РФ, регулирующей порядок взыскания сумм налогов с индивидуальных предпринимателей, или следует руководствоваться порядком взыскания налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (статья 48 НК РФ). Так, в одном из дел суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном списании сумм налога со счетов предпринимателя, не являющегося налогоплательщиком, так как транспортные средства зарегистрированы на гражданина А. как на физическое лицо и оспариваемое требование об уплате налога выставлено ему также как физическому лицу (решение Арбитражного суда Республики Тыва от 19.09.2007 по делу N А69-1274/07-9) . Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее — ВАС РФ) не усмотрел оснований для передачи данного дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора, указав в Определении от 28.03.2008 N 1962/08, что налоговая инспекция приняла ненормативные акты и списала задолженность по транспортному налогу со счета, открытого предпринимателем для коммерческой деятельности, в то время как плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица. В практике арбитражных судов имели место примеры иного применения названных норм. Предприниматель обжаловал действия налогового органа, выразившиеся во внесудебном взыскании транспортного налога в порядке статьи 46 НК РФ. Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и указал, что поскольку все имеющиеся у индивидуального предпринимателя транспортные средства были зарегистрированы на него как на физическое лицо, а не как на индивидуального предпринимателя, то взыскание налогов должно производиться по правилам статьи 48 НК РФ — через суд общей юрисдикции. Апелляционный суд частично отменил данный судебный акт, отклонив в постановлении довод заявителя о том, что взыскание транспортного налога должно было производиться в судебном порядке как с физического лица. Суды установили, что заявитель имел действующий статус предпринимателя, а вид осуществляемой им предпринимательской деятельности связан с использованием транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности. При таких обстоятельствах апелляционный суд посчитал, что налоговый орган правомерно осуществил взыскание задолженности по транспортному налогу в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу N А56-4989/2010) . В другом случае арбитражный суд признал недействительным решение налогового органа о взыскании транспортного налога за счет имущества налогоплательщика, исходя из того, что требование об уплате налога было выставлено в адрес гражданина М., тогда как доказательств направления требования индивидуальному предпринимателю М. налоговый орган не представил. Суды апелляционной и кассационной инстанций признали данный вывод суда необоснованным и сослались на то, что указание в требовании об уплате налога статуса налогоплательщика как физического лица не влечет нарушения прав предпринимателя как плательщика транспортного налога, поскольку в данном случае задолженность исчислена в размере, установленном для налогоплательщиков, к которым относится заявитель как индивидуальный предприниматель (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.2008 N Ф04-4108(2008/7655-А27-15)) . Определением ВАС РФ от 27.10.2008 N 13767/08 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора.

Вопросы подведомственности

Часть 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) устанавливает, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 АПК РФ). Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Таким образом, для отнесения дела к подведомственности арбитражного суда необходимы связь спора с осуществлением предпринимательской деятельности и соблюдение условия о субъектном составе участников. Исходя из субъектного состава участников спора, судьи ФАС Северо-Западного округа признавали дела о взыскании транспортного налога с предпринимателей подведомственными арбитражному суду. Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя задолженности по транспортному налогу за 2007 год и пеней. Определением суда первой инстанции производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с тем, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Постановлением апелляционного суда определение суда первой инстанции отменено, заявление инспекции о взыскании с предпринимателя транспортного налога за 2007 год и пеней оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 АПК РФ. ФАС Северо-Западного округа признал незаконными выводы суда первой инстанции, исходя из того, что в данном случае возникший спор как по предмету (вытекает из предпринимательской деятельности), так и по субъектному составу (одна сторона — субъект предпринимательской деятельности, а другая — государственный орган, осуществляющий в этой сфере контролирующие функции) охватывается полномочиями, входящими в компетенцию арбитражного суда. ФАС Северо-Западного округа указал, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу ввиду неподведомственности этого спора арбитражному суду. По мнению кассационной инстанции, при наличии у суда оснований полагать, что требования заявлены стороной необоснованно (в нарушение требований законодательства о налогах и сборах), он вправе отказать в их удовлетворении, рассмотрев при этом спор по существу. В отношении выводов, изложенных в Постановлении апелляционного суда, суд кассационной инстанции указал, что неиспользование налоговым органом всех полномочий по взысканию с налогоплательщика обязательных платежей в бесспорном порядке не может свидетельствовать о нарушении им порядка досудебного урегулирования спора, поскольку в данном случае такой порядок не предусмотрен. Как судебный, так и бесспорный порядок взыскания налогов и пеней являются самостоятельными способами принудительного взыскания с налогоплательщика обязательных платежей в бюджет. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции отменил принятые судебные акты, направив дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2009 по делу N А05-7645/2008) . Аналогичные выводы сделаны ФАС Северо-Западного округа в ранее принятых Постановлениях от 05.03.2009 по делу N А05-7643/2008 и от 26.02.2009 по делам N А05-8178/2008 и А05-7644/2008. Есть примеры дел, в которых позиция судов основана на оценке характера принадлежащего предпринимателю имущества относительно того, используется ли оно в предпринимательских целях или нет. Индивидуальный предприниматель Л. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления инспекции и об обязании инспекции возвратить суммы взысканного транспортного налога и пеней. Как следует из материалов дела, в 2007 году на Л. было зарегистрировано три транспортных средства (легковых автомобиля). Инспекция направила заявителю уведомление на уплату транспортного налога физическим лицом. Поскольку в установленный срок Л. не уплатил указанную сумму налога, инспекция направила заявителю требование об уплате транспортного налога и пеней. В связи с неисполнением указанного требования налоговый орган на основании статьи 46 НК РФ вынес постановление о взыскании. Суд первой инстанции сделал вывод о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, прекратил производство по делу. При этом суд исходил из следующего. Подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, но и наличием связи спора с осуществлением физическим лицом предпринимательской и иной экономической деятельности; возникновение у физического лица обязанности по уплате транспортного налога не связано с наличием у него статуса индивидуального предпринимателя; физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя; в рассматриваемом случае транспортные средства (легковые автомобили) зарегистрированы на заявителя и не использовались им в предпринимательской деятельности. Кассационная инстанция сочла выводы суда правильными и указала следующее. В силу части 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Статьей 357 НК РФ установлено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Налоговый кодекс Российской Федерации не связывает регистрацию транспортного средства с наличием у физического лица статуса предпринимателя. На основании приведенных норм кассационный суд посчитал правильным вывод суда предыдущей инстанции о том, что спор о признании недействительным ненормативного акта налогового органа о взыскании с физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, транспортного налога и пеней по этому налогу подлежит рассмотрению в арбитражном суде лишь в случае использования этим физическим лицом автотранспортных средств в экономической (предпринимательской) деятельности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2008 по делу N А42-2764/2008) . По аналогичному делу апелляционная инстанция признала необоснованным вывод суда о том, что инспекции надлежало представить доказательства использования предпринимателем зарегистрированного на него автомобиля в предпринимательских целях, поскольку положения НК РФ (статьи 356, 357 и 358) связывают обязанность по уплате транспортного налога с наличием у ответчика зарегистрированного на него автомобиля (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2007 по делу N А56-15380/2006) . ФАС Северо-Кавказского округа признал обоснованным прекращение судом первой инстанции производства по делу в части уплаты предпринимателем транспортного налога в отношении легкового автомобиля ввиду отсутствия в материалах дела доказательств того, что данный автомобиль использовался заявителем при осуществлении им предпринимательской деятельности (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.12.2010 по делу N А32-21538/2009-5/443-2010-5/259) . Аналогичный вывод сделан ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 23.01.2008 N Ф08-8933/2007-3348А. Вместе с тем имеет место и иная позиция в отношении названного предмета спора. Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога с физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Так, ФАС Северо-Западного округа сделан вывод о том, что задолженность по уплате транспортного налога с физических лиц подлежит взысканию в судебном порядке только в суде общей юрисдикции. Как видно из судебных актов, принятых по делу, инспекция направила предпринимателю налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2008 год в отношении двух автомобилей: грузового автомобиля «КамАЗ» и легкового — «Мицубиси-Галант». Поскольку предприниматель не уплатил налог в срок, установленный законом, инспекция направила ему требование, а впоследствии произвела взыскание налога в бесспорном порядке путем направления инкассовых поручений в банк налогоплательщика. Предприниматель, не согласившись с действиями инспекции, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными ее действий по выставлению инкассовых поручений в части взыскания транспортного налога с физического лица и пеней за неуплату этого налога, а также об обязании налогового органа устранить нарушение прав и законных интересов налогоплательщика путем вынесения решения о возврате взысканных сумм транспортного налога и пеней по этим инкассовым поручениям. Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично. В отношении легкового автомобиля «Мицубиси-Галант» суд пришел к выводу, что транспортный налог и пени по этому объекту подлежат взысканию с заявителя как с физического лица в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, а действия инспекции по принудительному взысканию этого налога и пеней с предпринимателя являются незаконными. Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа предпринимателю в удовлетворении требования о возврате полной суммы взысканного налога и пеней, суд апелляционной инстанции руководствовался тем, что в представленных уведомлении и требовании транспортный налог за 2007 год по автомобилю «КамАЗ» начислен заявителю как физическому лицу. Кроме того, в связи с неисполнением требования инспекция приняла решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафа с физического лица в порядке статьи 48 НК РФ. На основании пункта 2 данного решения налоговый орган направил мировому судье заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с заявителя транспортного налога с физических лиц за 2007 год и пеней. Судебным приказом от 04.03.2009 заявление инспекции удовлетворено, впоследствии определением от 02.04.2009 названный судебный приказ отменен. Одновременно налоговому органу разъяснено о его праве на обращение с соответствующим требованием в исковом порядке. По мнению суда апелляционной инстанции, инициировав процедуру по принудительному взысканию с заявителя задолженности по уплате транспортного налога за 2007 год в указанном порядке, инспекция тем самым подтвердила, что недоимка возникла у заявителя как у физического лица, а не как у индивидуального предпринимателя. Кроме того, апелляционный суд указал на отсутствие в материалах дела доказательств, оформленных в предусмотренной законодательством о налогах и сборах процессуальной форме (результаты камеральной или выездной проверки, проведение процедуры по принудительному взысканию вышеуказанной суммы в отношении заявителя как индивидуального предпринимателя), свидетельствующих о возникновении обязанности по уплате спорной суммы налога и пеней за 2007 год именно у предпринимателя как налогоплательщика. В Постановлении суда также отражено, что документы, представленные инспекцией в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, никоим образом не свидетельствуют о том, что принудите льные меры по бесспорному взысканию недоимки по транспортному налогу за 2007 год предпринимались налоговым органом в отношении предпринимателя как лица, принявшего на себя соответствующее публично-правовое обязательство. Оставляя без изменения Постановление апелляционного суда, суд кассационной инстанции с учетом статей 357 и 362, пунктов 1 и 2 статьи 48 НК РФ пришел к выводу, что задолженность по уплате транспортного налога с физических лиц может быть взыскана в судебном порядке в суде общей юрисдикции и действия налогового органа по направлению в банк инкассовых поручений на списание с расчетного счета индивидуального предпринимателя транспортного налога и пеней за несвоевременную уплату этого налога обоснованно признаны судами незаконными. Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что недоимка по транспортному налогу за 2007 год также подлежала взысканию налоговым органом в соответствии с положениями статьи 48 НК РФ, в связи с чем в данном случае проведение зачета излишне взысканного налога в счет погашения этой недоимки невозможно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2011 по делу N А21-776/2010) . Из совокупности вышесказанного можно сделать следующий вывод. В силу прямого указания пункта 2 статьи 48 НК РФ заявления налоговых органов о взыскании с физических лиц (такими субъектами в данном случае выступают и индивидуальные предприниматели) транспортного налога подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции, а следовательно, неподведомственны арбитражному суду. НК РФ не связывает регистрацию транспортного средства с наличием у физического лица статуса предпринимателя. Также хотелось бы обратить внимание на примеры судебных споров по взысканию транспортного налога, в которых стороны первоначально обращаются в суд общей юрисдикции. Получив отказ в рассмотрении заявления по причине неподведомственности спора суду общей юрисдикции, заявители вынуждены обращаться за защитой своих интересов в арбитражный суд. Учитывая, что спор о подведомственности недопустим , и в целях соблюдения принципов доступности правосудия и защиты нарушенных прав арбитражные суды не должны отказывать сторонам в судебной защите. ——————————— См.: Определение ВАС РФ от 11.11.2010 N ВАС-14911/10. В качестве примера можно привести следующее дело. Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя задолженности по транспортному налогу и пеней. Возражая против заявленных требований, предприниматель ссылался в том числе на пропуск налоговым органом срока обращения в суд, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, а также на несовершение налоговым органом действий по взысканию задолженности в бесспорном порядке. В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что предприниматель в срок, установленный законом, не заплатил транспортный налог за 2009 год в отношении автомобилей, зарегистрированных на его имя. В связи с этим инспекция направила предпринимателю требование, неисполнение которого послужило ей основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд. При этом за предыдущие налоговые периоды транспортный налог предпринимателем добровольно не уплачивался. Взыскание задолженности осуществлялось налоговым органом на основании решений Московского районного суда города Твери. В отношении задолженности по транспортному налогу за 2009 год инспекция также первоначально обратилась с заявлением о ее взыскании в Московский районный суд города Твери, исходя из того, что в 2009 году за предпринимателем зарегистрированы легковые автомобили, которые могли использоваться им не только в предпринимательской деятельности. Решением Московского районного суда города Твери удовлетворены требования инспекции о взыскании с предпринимателя транспортного налога за 2009 год. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда решение Московского районного суда города Твери отменено, производство по делу прекращено по основанию неподведомственности дела суду общей юрисдикции. Арбитражным судом первой инстанции заявление инспекции удовлетворено. Постановлением апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении по этому делу поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций, указав, что материалы дела подтверждают использование предпринимателем принадлежащих ему транспортных средств, являющихся в силу статьи 357 НК РФ объектом обложения транспортным налогом, в предпринимательской деятельности. При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций налогоплательщик не отрицал обоснованность доначисления взыскиваемой суммы задолженности ни по праву, ни по размеру. Не оспаривался им и факт использования транспортных средств в предпринимательской деятельности. Суд кассационной инстанции признал, что, оценив указанные обстоятельства во взаимосвязи со статьей 29 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно принял заявление налогового органа к рассмотрению (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2011 по делу N А66-4705/2011) .

Вопросы взаимосвязи регистрации транспортного средства
и взыскания транспортного налога

Как указано в пункте 1 статьи 38 НК РФ, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. До недавнего времени по спорам о взыскании транспортного налога актуальным являлся вопрос: имеются ли основания для взыскания налога в случае отсутствия у налогоплательщика транспортного средства, если им не исполнена обязанность по снятию этого объекта налогообложения с регистрации в соответствующих государственных органах? ФАС Северо-Западного округа с учетом положений пункта 1 статьи 358, статьи 357 НК РФ и пункта 4 статьи 362 НК РФ сделал вывод о том, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом. Ни положения статьи 357 НК РФ, ни иные нормы законодательства о налогах и сборах не предусматривают, что основанием (юридическим фактом) для возникновения обязанности по уплате транспортного налога (объектом налогообложения) может являться сам факт наличия у лица транспортного средства, не зарегистрированного в установленном поряд ке. Вместе с тем суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что сам по себе факт наличия регистрационной записи о транспортном средстве также не может влечь за собой обязанность по уплате транспортного налога в отсутствие у налогоплательщика самого транспортного средства. Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа, если соответствующее транспортное средство отсутствует (хотя запись о его наличии и имеется в бухгалтерском учете налогоплательщика), оно не участвует в осуществляемой налогоплательщиком деятельности, то, следовательно, не является и объектом налогообложения. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддержал выводы судов предыдущих инстанций о том, что в период налоговой проверки спорные транспортные средства не являлись объектом обложения транспортным налогом, поскольку были ликвидированы и отсутствовали у заявителя либо не были зарегистрированы в установленном порядке (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 по делу N А56-20453/2008) . В другом случае ФАС Северо-Западного округа, применив те же нормы права, пришел к выводу о том, что признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Действующим налоговым законодательством установлено, что если транспортные средства зарегистрированы на организацию, то независимо от фактического владения данным транспортным средством эта организация является плательщиком транспортного налога. Поскольку при рассмотрении дела налогоплательщик не доказал снятие с регистрационного учета спорных транспортных средств, решение инспекции в части доначисления транспортного налога по этим объектам признано правомерным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.09.2011 по делу N А56-19155/2010) . Наличие в том числе указанных противоположных выводов ФАС Северо-Западного округа по названным делам явилось основанием для передачи в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС Московского округа от 25.04.2011 по делу N А40-62640/09-151-457. Как следует из Определения ВАС РФ от 07.10.2011 N ВАС-12223/10, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительными решения инспекции и требования в части доначисления транспортного налога, исходил из того, что спорные транспортные средства являются объектом налогообложения; в проверяемом периоде транспортные средства были зарегистрированы на общество, однако транспортный налог обществом не исчислялся и не уплачивался; обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования; в случае утилизации (списания) транспортных средств юридическое лицо, за которым они зарегистрированы, обязано снять их с учета по указанному основанию в подразделениях ГИБДД по месту их регистрации. Поскольку списание транспортного средства в предусмотренном законодательством порядке для целей бухгалтерского учета возможно при одновременном снятии объекта с учета в органах ГИБДД, а представленные обществом акты о списании автотранспортных средств по форме N ОС-4а отметки о снятии транспортных средств с регистрации в органах ГИБДД не содержат, суд констатировал, что документы, подтверждающие снятие объектов с учета, отсутствуют и общество документально не подтвердило факты утилизации спорных транспортных средств. Суд первой инстанции также отметил, что отражение в актах по форме N ОС-4а фактов непригодности транспортных средств к дальнейшей эксплуатации и нерентабельность их восстановления сами по себе не могут служить основанием для утверждения о фактическом отсутствии транспортного средства у общества. При этом суд обратил внимание на то, что при снятии автомобилей с учета в случае их утилизации в уполномоченный орган ГИБДД подлежат сдаче регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства; как следствие, документы, представленные обществом, не могут являться основанием для списания транспортных средств с учета организации. Довод об отсутствии на балансе транспортных средств в связи с их списанием (утилизацией), что, по мнению общества, исключает их эксплуатацию и, следовательно, обязанность уплачивать налог, судом отклонен. Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций в части данного эпизода и признавая недействительным решение инспекции в части доначисления транспортного налога, соответствующих пеней и штрафа, исходил из того, что по смыслу статей 38 и 358 НК РФ для признания установленным факта наличия объекта налогообложения необходимо, чтобы объект являлся транспортным средством, то есть соответствовал определенным физическим характеристикам и был зарегистрирован в установленном порядке; при этом сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при условии фактического отсутствия спорных транспортных средств у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога. По мнению суда кассационной инстанции, поскольку транспортные средства у общества отсутствуют ввиду их утилизации по причине полного износа, с момента их списания с баланса по своим физическим характеристикам они перестают соответствовать критериям транспортного средства и по этой причине не могут использоваться налогоплательщиком в его деятельности; как следствие, данные объекты перестают соответствовать критериям объекта обложения транспортным налогом. Обратив внимание на то, что инспекция не отрицает факт отсутствия спорных транспортных средств на балансе у общества, суд кассационной инстанции заключил, что нарушение заявителем порядка списания имевшихся у него транспортных средств при доказанности налогоплательщиком факта отсутствия объекта налогообложения само по себе не может являться основанием для начисления недоимки по налогу, пени и привлечения к ответственности в виде штрафа. Президиум ВАС РФ не поддержал такую позицию суда кассационной инстанции, указав, что правильным является примененный судами первой и апелляционной инстанций подход, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358 и 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основаны на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы. Надзорной инстанцией Постановление суда кассационной инстанции отменено в части признания недействительным решения инспекции по эпизоду доначисления транспортного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа. Решение суда первой инстанции и Постановление апелляционного суда в отмененной части оставлены без изменения (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12223/10) .

Правомерность доначисления транспортного налога
по результатам налоговой проверки

В заключение необходимо отметить, что вышеуказанные выводы приводят к вопросу: правомерно ли доначисление налоговым органом транспортного налога индивидуальным предпринимателям в результате мероприятий налогового контроля? В контексте данного вопроса необходимо отметить, что в силу пункта 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Более того, статья 363.1 НК РФ предусматривает, что только плательщики транспортного налога, являющиеся организациями, обязаны представлять декларации. В силу чего, по нашему мнению, у налоговых органов отсутствуют основания для доначисления предпринимателям транспортного налога по результатам проведенной налоговой проверки. В ином случае налоговые органы тем самым корректировали бы свой собственный расчет суммы налога к уплате, направленный физическому лицу.

Морозова Н.А., председатель 6-го судебного состава, судья Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.
Гинько С.А., советник заместителя председателя Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.

ppt.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *